(812) 441-37-78; +7-962-684-77-83; (812) 923-68-67 info.aopf@gmail.com
Cтоимость СОУТ от 700 руб., срок выполнения 15 рабочих дней с момента предоставления всех необходимых документов. Проводя СОУТ с нами - Вы получаете оценку профрисков, протоколы производственного контроля, химический анализ воды со скидкой 50%.

Вопросы и ответы

Ответы на вопросы, наиболее часто возникающие у заказчиков:

Уважаемые коллеги, мы постарались подготовить ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, используя нормативные документы по СОУТ, а также материалы, приведенные на сайтах институтов по охране труда, Онлайн Инспекции Роструда, писем и разъяснений Минтруда России и др.

 ВОПРОС: Каков срок действия специальной оценки условий труда (СОУТ)?

ОТВЕТ:

По общему правилу специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится работодателями не реже одного раза в пять лет, в некоторых случаях данный срок может составлять 6 и 12 месяцев. Большая часть работодателей (условия труда у которых не являются опасными или вредными), могут проводить СОУТ этапами и завершить ее проведение до конца 2018 года (до 31 декабря 2018 года).

Однако результаты СОУТ являются действительными до момента, когда условия труда были изменены. Законодательством установлен ряд случаев, когда работодатель обязан провести незапланированную оценку условий труда работников, таким образом, сроки проведения СОУТ будут сокращены. Так, в течение года (двенадцати месяцев) необходимо провести незапланированную проверку условий труда работников в случае, если:

– в эксплуатацию вводится новое рабочее место (под вводом стоит понимать именно фактическое начало работы на этом рабочем месте; как правило, этим днем считается первый рабочий день сотрудника, который принят на это рабочее место);
– были изменены условия труда (замена оборудования на производстве, сырья, средств защиты, если от этого меняется влияние вредных факторов производства на организм работника).

Сроки проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) могут быть еще короче – полгода (6 месяцев) со дня, когда имели место быть следующие случаи:

– если в процессе проверки трудовой инспекцией были обнаружены нарушения законодательства об оценке условий труда;
– если произошло ЧП (несчастный случай) или у сотрудников предприятия было выявлено проф. заболевание (то есть вредное воздействие производства повлекло возникновение заболевания у работника);
– если профсоюзная организация работников выступила с обоснованным предложением о проведении внеплановой оценки.

Таким образом, специальная оценка условий труда (сроки проведения) могут отличаться при возникновении некоторых случаев. Стоит учитывать, если до начала 2014 года (1 января 2014 года) предприятие проводило аттестацию рабочих мест в установленном порядке, то специальную оценку условий труда оно имеет право не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (если не возникнут причины для проведения внеплановой оценки).

  1. ВОПРОС: Достаточно ли включить в трудовой договор информацию об условиях труда на рабочем месте (например, оптимальные, допустимые, вредные, опасные, указать класс в соответствии с картой аттестации) и не знакомить работника с результатами (отчетом) специальной оценки условий труда при приеме на работу? Необходимо ли повторно проводить специальную оценку условий труда, если на момент ее проведения численность работников, занятых на данном рабочем месте, была меньше?

ОТВЕТ:

В трудовой договор с вновь принятыми работниками необходимо включать информацию об условиях труда на рабочем месте (например, оптимальные, допустимые, вредные, опасные, указать класс в соответствии с картой аттестации) либо оформить дополнительное соглашение к уже заключенному трудовому договору и при этом в письменной форме ознакомить работника с результатами (отчетом) оценки условий труда при приеме на работу или перед заключением дополнительного соглашения.
Для внесения в карту СОУТ сведений о вновь принятом на данное рабочее место работнике необходимо проводить внеплановую оценку условий труда, если численность работников, занятых на данном рабочем месте, увеличилась по сравнению с тем, когда проводилась специальная оценка условий труда на рабочем месте.

ОБОСНОВАНИЕ:
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно должны быть указаны:

– гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, когда работник принимается на работу в таких условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (абз. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);
– условия труда на рабочем месте (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ)).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Таким образом, в трудовой договор включается информация об условиях труда на рабочем месте (оптимальные, допустимые, вредные, опасные) в соответствии с данными специальной оценки условий труда.

Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) на его рабочем месте (п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ), а работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ (ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 426-ФЗ).

Ознакомление работников с результатами СОУТ обеспечивается работодателем в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ). Отчет о СОУТ включает в себя, в том числе и карту СОУТ. В связи с тем, что только в карте СОУТ, форма которой утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, имеется место для подписи работника, представляется, что работник должен быть ознакомлен под роспись только с картой СОУТ на занимаемом рабочем месте.

В случае если ранее в отношении данного рабочего места (в том числе вновь организованного (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ)) СОУТ не проводилась, то после проведения СОУТ и при ознакомлении с картой заключается дополнительное соглашение к трудовому договору с работником (работниками), в котором указывается класс (подкласс) условий труда на рабочем месте (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

Такое же соглашение заключается и в случае, если по результатам новой СОУТ класс изменился по сравнению с установленным по результатам ранее проведенной СОУТ классом. При этом в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ СОУТ – комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника, то есть оценивается непосредственно рабочее место. Таким образом, представляется, что повторно проводить оценку условий труда не требуется, так как условия труда на рабочем месте не зависят от количества работников, которые могут на нем трудиться.

Однако Минтруд России на своем официальном сайте привел Информацию «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)», из которой следует, что, если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, внесенный в карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда (п. 16). Поскольку в рассматриваемой ситуации численность работников, занятых на данном рабочем месте, увеличилась по сравнению с моментом проведения СОУТ, то в карту необходимо внести СНИЛС вновь принятого работника, а согласно рекомендациям Минтруда России это возможно только в случае проведения очередной или внеплановой СОУТ.

Таким образом, работодателю при принятии решения о необходимости проведения внеплановой СОУТ следует учитывать приведенные разъяснения Минтруда РФ, хотя они нормой права не являются.

Кроме того, напоминаем, что с 01.01.2015 вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.
Нарушение оформления трудового договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

 

И.А. Васильев,
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Государственная инспекция труда в Челябинской обл.

 

Заполните форму и мы перезвоним!

Комментарий (не обязательно):