(812) 923-68-67, (812) 441-37-78 info.aopf@gmail.com

Вопросы и ответы

  1. ВОПРОС: Сохраняются ли в полном объеме гарантии и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установленные по результатам АРМ, после проведения СОУТ?

ОТВЕТ:

Последние законодательные изменения в порядке установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда были связаны со вступлением в силу федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Есть и так называемый закон-спутник, федеральный закон № 421-ФЗ, который внес изменения более чем в 20 нормативных правовых актов Российской Федерации, включая Трудовой кодекс, Налоговый, Уголовный кодекс и ряд других документов.

Ранее все три вида компенсаций (доплаты, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день) предоставлялись одновременно при отнесении условий труда к вредным (870 постановление Правительства РФ). При этом механизм предоставления этих гарантий разработан не был, что привело к необоснованному предоставлению компенсаций и огромной нагрузке на работодателя.  На сегодняшний день гарантии и компенсации предоставляются в зависимости от степени вредности условий труда. Степень вредности у нас определена достаточно давно, во вредном классе различаются четыре подстепени: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4. И чем более высокая степень, тем более вредные условия труда, и, соответственно, тем больше «вредности» работник у нас получает, – позволю себе такое слово, хотя такая терминология у нас отсутствует, – и тем больше компенсаций должен получать работник. Исходя из этого, 147-я, 117-я и 92-я статьи Трудового кодекса были сформулированы таким образом, что доплаты, то есть, повышенный размер оплаты труда, предоставляется абсолютно всем работникам, чьи условия труда по результатам спецоценки отнесены к вредным, начиная с класса 3.1 и выше.

Если установлено, что класс условий труда 2, то есть условия труда допустимые, то компенсации не предоставляются. В отношении дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска установлено, что он предоставляется в случае, если условия труда отнесены к классу 3.2 и выше. То есть, провели спецоценку, условия труда отнесли к 3.2, и на этом основании работнику предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней. В отношении сокращенной продолжительности рабочего времени мы говорим о том, что эта компенсация предоставляется только начиная с подкласса 3.3 и выше. Соответственно, работник, занятый в условиях вредности подкласса 3.3 и выше, будет получать все три вида компенсаций.

Проблема предоставления гарантий  и компенсаций по результатам СОУТ состоит в том, что сами компенсации изменились не только за счет статей Трудового кодекса, но и за счет того, что изменилась методика проведения спецоценки. Так например, раньше мы могли, условно, выбрать разные нормативы по шуму, в зависимости от видов работ, по СанПиНу №562. А сегодня можем выбрать только норматив для спецоценки, указанный непосредственно в методике, он там один – 80 дБ. А ранее мы могли выбрать, скажем, для легковых автомобилей норматив в 60 дБ. К чему это приводит? Если у нас норматив 60 дБ, а фактическое значение воздействия уровня звукового давления на рабочем месте в автомобиле 72 дБ, тогда условия вредные. А если по отношению к 80 дБ, то допустимые. Многие спрашивают, почему раньше был разброс, а сейчас только конкретное значение – 80 дБ. Объясняется это тем, что все изменения были подтверждены статистикой профзаболеваний, серьезнейшей аналитической работой, связанной с исследованием гигиенических нормативов, с изучением нормативной базы других стран, – и тут мы говорим не только о Европе, Америке, но и о Японии, Китае, ряде других стран.

И это касается не только нормативов по шуму. В то же время уменьшение компенсационных мер могло привести к социальной напряженности, поэтому Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусмотрена возможность сохранения прежнего порядка, условий и размеров предоставления компенсационных мер (ст 15 ч. 3).

«3. При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.»

Как это понимать? Например, газоэлектросварщик, который раньше имел класс 3.1 и по получал доплаты и дополнительный отпуск по спискам, сейчас будет получать те же компенсации, при условии, что по результатам СОУТ  у него так же класс 3.1.

Проблема в том, что статья действует в отношении конкретных работников. А спецоценка проводится на рабочих местах. На одном рабочем месте могут посменно работать 2 или более человек. Если они ранее получали компенсации и на сегодняшний день условия труда не изменились, для них они сохраняются. Если приходит новый работник, то возникает конфликт интересов, так как ему уже таких привилегий нет. Для нового работника остается только доплата.

Изменить, предоставляемые работнику компенсации за работу во вредных условиях труда, работодатель может,  проведя соответствующие мероприятия по улучшению условий труда, подтвердив это результатами внеочередной спецоценки. При этом снижение итогового класса условий труда влечет за собой предоставление компенсаций в соответствии с действующим на данным момент законодательством. Подобное разъяснение приведено в письме Минтруда России от 21 октября 2015 года N 15-1/В-4549

  1. ВОПРОС: Обязан ли работодатель сообщать в ФСС о результатах проведенной СОУТ?

ОТВЕТ:

Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах СОУТ (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4 – ФСС сведения о результатах специальной оценки отражаются в таблице 10 этой формы  (ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, Приказ ФСС РФ от 26.02.2015 N 59).

 

Оставьте свой номер и мы перезвоним!

Комментарий (не обязательно):